ПУТЬ К СПАСЕНИЮ: ДВЕ ВЕРСИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

В статье исследуется осмысление перспектив человека в эпоху «смерти Бога» в творчестве Ф.М. Достоевского. Рассматриваются две версии спасения, соседствующие в метафизическом мире писателя. Одна из них намечает контуры неохристианской философии религиозно-экзистенциального типа, в которой негативный опыт свободы свидетельствует о трансценденции, предполагает прорыв от самодовлеющего сознания личности к высшей божественной реальности. Другая версия - «эстетическое оправдание» мира и человека, знаменитое учение о спасении мира Красотой. В этой версии мотивы немецкого романтизма, соединенные с мотивами православной духовности, трансформируются в неохристианскую версию эстетического пантеизма, в подоплеке которой утверждение красоты «идеала Христа». Показано, что данные версии воплощают две принципиально не сводимые друг к другу линии мысли. Религиозно-экзистенциальная версия спасения в своих истоках восходит к Канту, согласно которому Бог трансцендентен эмпирическому существованию человека и подлинное основание свободы заключено в сфере трансцендентного. Вторая версия восходит к Ф.В.Й. Шеллингу и немецким романтикам и предполагает имманентность божественного смысла, истины и добра самой первооснове сущего, являющей себя в красоте
Переведенное названиеWay to salvation: two versions of F.M. Dostoevskii
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)27-38
Число страниц12
ЖурналКонтекст и рефлексия: философия о мире и человеке
Том6
Номер выпуска
СостояниеОпубликовано - 2017

Отпечаток

Salvation
Dostoevskii
Religion
Transcendence
Aesthetics
Motifs
German Romanticism
Doctrine
Transcendental
Spirituality
Metaphysical
Death of God
Christ
Immanence
Goodness
Christian philosophy
Consciousness
German Romantics
Deity
Ideal

ГРНТИ

  • 02.00.00 ФИЛОСОФИЯ

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать

@article{b252f14b10e54aafbce160c78631c665,
title = "ПУТЬ К СПАСЕНИЮ: ДВЕ ВЕРСИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО",
abstract = "В статье исследуется осмысление перспектив человека в эпоху «смерти Бога» в творчестве Ф.М. Достоевского. Рассматриваются две версии спасения, соседствующие в метафизическом мире писателя. Одна из них намечает контуры неохристианской философии религиозно-экзистенциального типа, в которой негативный опыт свободы свидетельствует о трансценденции, предполагает прорыв от самодовлеющего сознания личности к высшей божественной реальности. Другая версия - «эстетическое оправдание» мира и человека, знаменитое учение о спасении мира Красотой. В этой версии мотивы немецкого романтизма, соединенные с мотивами православной духовности, трансформируются в неохристианскую версию эстетического пантеизма, в подоплеке которой утверждение красоты «идеала Христа». Показано, что данные версии воплощают две принципиально не сводимые друг к другу линии мысли. Религиозно-экзистенциальная версия спасения в своих истоках восходит к Канту, согласно которому Бог трансцендентен эмпирическому существованию человека и подлинное основание свободы заключено в сфере трансцендентного. Вторая версия восходит к Ф.В.Й. Шеллингу и немецким романтикам и предполагает имманентность божественного смысла, истины и добра самой первооснове сущего, являющей себя в красоте",
author = "Кузубова, {Тамара Сергеевна}",
year = "2017",
language = "Русский",
volume = "6",
pages = "27--38",
journal = "Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке",
issn = "2223-5485",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью {"}Аналитика Родис{"}",
number = "5А",

}

ПУТЬ К СПАСЕНИЮ: ДВЕ ВЕРСИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. / Кузубова, Тамара Сергеевна.

В: Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, Том 6, № 5А, 2017, стр. 27-38.

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

TY - JOUR

T1 - ПУТЬ К СПАСЕНИЮ: ДВЕ ВЕРСИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

AU - Кузубова, Тамара Сергеевна

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - В статье исследуется осмысление перспектив человека в эпоху «смерти Бога» в творчестве Ф.М. Достоевского. Рассматриваются две версии спасения, соседствующие в метафизическом мире писателя. Одна из них намечает контуры неохристианской философии религиозно-экзистенциального типа, в которой негативный опыт свободы свидетельствует о трансценденции, предполагает прорыв от самодовлеющего сознания личности к высшей божественной реальности. Другая версия - «эстетическое оправдание» мира и человека, знаменитое учение о спасении мира Красотой. В этой версии мотивы немецкого романтизма, соединенные с мотивами православной духовности, трансформируются в неохристианскую версию эстетического пантеизма, в подоплеке которой утверждение красоты «идеала Христа». Показано, что данные версии воплощают две принципиально не сводимые друг к другу линии мысли. Религиозно-экзистенциальная версия спасения в своих истоках восходит к Канту, согласно которому Бог трансцендентен эмпирическому существованию человека и подлинное основание свободы заключено в сфере трансцендентного. Вторая версия восходит к Ф.В.Й. Шеллингу и немецким романтикам и предполагает имманентность божественного смысла, истины и добра самой первооснове сущего, являющей себя в красоте

AB - В статье исследуется осмысление перспектив человека в эпоху «смерти Бога» в творчестве Ф.М. Достоевского. Рассматриваются две версии спасения, соседствующие в метафизическом мире писателя. Одна из них намечает контуры неохристианской философии религиозно-экзистенциального типа, в которой негативный опыт свободы свидетельствует о трансценденции, предполагает прорыв от самодовлеющего сознания личности к высшей божественной реальности. Другая версия - «эстетическое оправдание» мира и человека, знаменитое учение о спасении мира Красотой. В этой версии мотивы немецкого романтизма, соединенные с мотивами православной духовности, трансформируются в неохристианскую версию эстетического пантеизма, в подоплеке которой утверждение красоты «идеала Христа». Показано, что данные версии воплощают две принципиально не сводимые друг к другу линии мысли. Религиозно-экзистенциальная версия спасения в своих истоках восходит к Канту, согласно которому Бог трансцендентен эмпирическому существованию человека и подлинное основание свободы заключено в сфере трансцендентного. Вторая версия восходит к Ф.В.Й. Шеллингу и немецким романтикам и предполагает имманентность божественного смысла, истины и добра самой первооснове сущего, являющей себя в красоте

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=34965013

M3 - Статья

VL - 6

SP - 27

EP - 38

JO - Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке

JF - Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке

SN - 2223-5485

IS - 5А

ER -