TY - JOUR
T1 - РЕЧЕВОЙ КОНФЛИКТ В СЕМЕЙНОМ ОБЩЕНИИ
AU - Alekaeyevna, Mikhaylova Olga
AU - Nikolayevna, Mikhaylova Yuliya
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Исследование выполнено в русле актуальных научных направлений - речевой конфликтологии и лингвоаксиологии. Статья посвящена лингвистическому описанию конфликтных ситуаций в семейном общении на материале художественного фильма «Неадекватные люди» (режиссер Роман Каримов). Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения коммуникации в малых социальных группах (в частности, в семье), так как здесь наблюдается высокий уровень эмоциональности и интенсивности общения, и это нередко становится конфликтогенным фактором. Проанализированы текстовые фрагменты, представляющие собой речевые конфликты между подростком и взрослыми родственниками. Выявлены маркеры деструктивного общения и речевой агрессии в коммуникативном поведении взрослых (негативно заряженные языковые средства и некооперативные речеповеденческие тактики осуждения, угрозы, принуждения и др.) и подростка (повышенный тон, оскорбления, грубое требование, дисгармонизирующая стратегия дискредитации, тактика «хамство» и под.). Особое внимание уделяется имплицитной речевой агрессии, которая воплощается в иронии, сарказме, косвенных вопросах. Отмечается, что используя такие приемы, коммуникант выражает негативное или критическое отношение к адресату. Указывается, что межпоколенческий конфликт выражается в деформации межличностного общения, в сбое механизмов понимания между родителями и детьми, в разногласиях, касающихся морально-ценностных ориентиров.
AB - Исследование выполнено в русле актуальных научных направлений - речевой конфликтологии и лингвоаксиологии. Статья посвящена лингвистическому описанию конфликтных ситуаций в семейном общении на материале художественного фильма «Неадекватные люди» (режиссер Роман Каримов). Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения коммуникации в малых социальных группах (в частности, в семье), так как здесь наблюдается высокий уровень эмоциональности и интенсивности общения, и это нередко становится конфликтогенным фактором. Проанализированы текстовые фрагменты, представляющие собой речевые конфликты между подростком и взрослыми родственниками. Выявлены маркеры деструктивного общения и речевой агрессии в коммуникативном поведении взрослых (негативно заряженные языковые средства и некооперативные речеповеденческие тактики осуждения, угрозы, принуждения и др.) и подростка (повышенный тон, оскорбления, грубое требование, дисгармонизирующая стратегия дискредитации, тактика «хамство» и под.). Особое внимание уделяется имплицитной речевой агрессии, которая воплощается в иронии, сарказме, косвенных вопросах. Отмечается, что используя такие приемы, коммуникант выражает негативное или критическое отношение к адресату. Указывается, что межпоколенческий конфликт выражается в деформации межличностного общения, в сбое механизмов понимания между родителями и детьми, в разногласиях, касающихся морально-ценностных ориентиров.
KW - speech conflictology
KW - speech aggression
KW - family communication
KW - language markers of conflict behaviour
KW - implicit aggression
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000455031400004
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36493714
U2 - 10.24224/2227-1295-2018-11-50-62
DO - 10.24224/2227-1295-2018-11-50-62
M3 - Статья
SP - 50
EP - 62
JO - Научный диалог
JF - Научный диалог
SN - 2225-756X
IS - 11
ER -