РУКОПИСЬ Л. А. ГРЕБНЕВА ИЗ ВЯТСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ МГУ: НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОПЫТКА РЕФОРМИРОВАТЬ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

В статье исследуется уникальный документ - певческая рукопись известного старообрядческого деятеля федосеевского (беспоповского) согласия, типографа и просветителя Луки Арефьевича Гребнева (1867 - 1932). Делается вывод о том, что сохранившийся черновик представляет собой проект редакции богослужебных песнопений. Рассматривается, как именно Гребнев редактирует литургические тексты и мелодии, в чем состоял его замысел, почему вообще Лука Арефьевич обратился к проблеме служебного пения. Оценивается его роль как устроителя церковного хора в моленной с. Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии. К исследованию привлечен ряд разнообразных источников: певческие книги, документы эпистолярного и дневникового характера, материалы старообрядческих соборов, следственное дело о лишении семьи Гребневых избирательных прав. Расшифровка музыкальной записи на крюках из рукописи Л. А. Гребнева выполнена по нескольким певческим азбукам (преимущество отдавалось данным из Азбуки, полученной археографами на Вятке). На основании расшифровки проведен музыковедческий анализ редакции богослужебных песнопений, предлагаемой в рукописи. Остальные источники позволили восстановить историко-биографический контекст. Статья обращается к практически неисследованной стороне деятельности Луки Арефьевича Гребнева по реформированию богослужебного пения. Делается вывод о том, что его редакция была направлена на исправление прежде всего текста песнопений - упразднение архаизмов. Подобная идея активно обсуждалась на старообрядческих соборах рубежа XIX - XX вв. Заслуга Гребнева в том, что он предполагал вынести на обсуждение готовящегося Всероссийского федосеевского собора готовую редакцию богослужебных песнопений. Поэтому документ сам по себе является уникальным фактом в истории православной церковной музыки. Анализ рукописи позволил сделать вывод о том, что Гребнев действовал в рамках традиционных для древнерусского церковно-певческого искусства методов, щадящих по отношению к оригинальным распевам. В то же время исправление богослужебных песнопений само по себе означало кардинальный переворот в церковной жизни старообрядцев.
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)130-142
Число страниц13
ЖурналИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2018

ГРНТИ

  • 18.41.00 Музыка. Музыковедение

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать

@article{9fe47c3bb00d4f2c8b6491f188c51f1f,
title = "РУКОПИСЬ Л. А. ГРЕБНЕВА ИЗ ВЯТСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ МГУ: НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОПЫТКА РЕФОРМИРОВАТЬ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ",
abstract = "В статье исследуется уникальный документ - певческая рукопись известного старообрядческого деятеля федосеевского (беспоповского) согласия, типографа и просветителя Луки Арефьевича Гребнева (1867 - 1932). Делается вывод о том, что сохранившийся черновик представляет собой проект редакции богослужебных песнопений. Рассматривается, как именно Гребнев редактирует литургические тексты и мелодии, в чем состоял его замысел, почему вообще Лука Арефьевич обратился к проблеме служебного пения. Оценивается его роль как устроителя церковного хора в моленной с. Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии. К исследованию привлечен ряд разнообразных источников: певческие книги, документы эпистолярного и дневникового характера, материалы старообрядческих соборов, следственное дело о лишении семьи Гребневых избирательных прав. Расшифровка музыкальной записи на крюках из рукописи Л. А. Гребнева выполнена по нескольким певческим азбукам (преимущество отдавалось данным из Азбуки, полученной археографами на Вятке). На основании расшифровки проведен музыковедческий анализ редакции богослужебных песнопений, предлагаемой в рукописи. Остальные источники позволили восстановить историко-биографический контекст. Статья обращается к практически неисследованной стороне деятельности Луки Арефьевича Гребнева по реформированию богослужебного пения. Делается вывод о том, что его редакция была направлена на исправление прежде всего текста песнопений - упразднение архаизмов. Подобная идея активно обсуждалась на старообрядческих соборах рубежа XIX - XX вв. Заслуга Гребнева в том, что он предполагал вынести на обсуждение готовящегося Всероссийского федосеевского собора готовую редакцию богослужебных песнопений. Поэтому документ сам по себе является уникальным фактом в истории православной церковной музыки. Анализ рукописи позволил сделать вывод о том, что Гребнев действовал в рамках традиционных для древнерусского церковно-певческого искусства методов, щадящих по отношению к оригинальным распевам. В то же время исправление богослужебных песнопений само по себе означало кардинальный переворот в церковной жизни старообрядцев.",
author = "Михеева, {Анна Антоновна}",
year = "2018",
language = "Русский",
pages = "130--142",
journal = "ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ",
issn = "2454-0609",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью {"}НБ-Медиа{"}",
number = "1",

}

TY - JOUR

T1 - РУКОПИСЬ Л. А. ГРЕБНЕВА ИЗ ВЯТСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ МГУ: НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОПЫТКА РЕФОРМИРОВАТЬ БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ

AU - Михеева, Анна Антоновна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - В статье исследуется уникальный документ - певческая рукопись известного старообрядческого деятеля федосеевского (беспоповского) согласия, типографа и просветителя Луки Арефьевича Гребнева (1867 - 1932). Делается вывод о том, что сохранившийся черновик представляет собой проект редакции богослужебных песнопений. Рассматривается, как именно Гребнев редактирует литургические тексты и мелодии, в чем состоял его замысел, почему вообще Лука Арефьевич обратился к проблеме служебного пения. Оценивается его роль как устроителя церковного хора в моленной с. Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии. К исследованию привлечен ряд разнообразных источников: певческие книги, документы эпистолярного и дневникового характера, материалы старообрядческих соборов, следственное дело о лишении семьи Гребневых избирательных прав. Расшифровка музыкальной записи на крюках из рукописи Л. А. Гребнева выполнена по нескольким певческим азбукам (преимущество отдавалось данным из Азбуки, полученной археографами на Вятке). На основании расшифровки проведен музыковедческий анализ редакции богослужебных песнопений, предлагаемой в рукописи. Остальные источники позволили восстановить историко-биографический контекст. Статья обращается к практически неисследованной стороне деятельности Луки Арефьевича Гребнева по реформированию богослужебного пения. Делается вывод о том, что его редакция была направлена на исправление прежде всего текста песнопений - упразднение архаизмов. Подобная идея активно обсуждалась на старообрядческих соборах рубежа XIX - XX вв. Заслуга Гребнева в том, что он предполагал вынести на обсуждение готовящегося Всероссийского федосеевского собора готовую редакцию богослужебных песнопений. Поэтому документ сам по себе является уникальным фактом в истории православной церковной музыки. Анализ рукописи позволил сделать вывод о том, что Гребнев действовал в рамках традиционных для древнерусского церковно-певческого искусства методов, щадящих по отношению к оригинальным распевам. В то же время исправление богослужебных песнопений само по себе означало кардинальный переворот в церковной жизни старообрядцев.

AB - В статье исследуется уникальный документ - певческая рукопись известного старообрядческого деятеля федосеевского (беспоповского) согласия, типографа и просветителя Луки Арефьевича Гребнева (1867 - 1932). Делается вывод о том, что сохранившийся черновик представляет собой проект редакции богослужебных песнопений. Рассматривается, как именно Гребнев редактирует литургические тексты и мелодии, в чем состоял его замысел, почему вообще Лука Арефьевич обратился к проблеме служебного пения. Оценивается его роль как устроителя церковного хора в моленной с. Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии. К исследованию привлечен ряд разнообразных источников: певческие книги, документы эпистолярного и дневникового характера, материалы старообрядческих соборов, следственное дело о лишении семьи Гребневых избирательных прав. Расшифровка музыкальной записи на крюках из рукописи Л. А. Гребнева выполнена по нескольким певческим азбукам (преимущество отдавалось данным из Азбуки, полученной археографами на Вятке). На основании расшифровки проведен музыковедческий анализ редакции богослужебных песнопений, предлагаемой в рукописи. Остальные источники позволили восстановить историко-биографический контекст. Статья обращается к практически неисследованной стороне деятельности Луки Арефьевича Гребнева по реформированию богослужебного пения. Делается вывод о том, что его редакция была направлена на исправление прежде всего текста песнопений - упразднение архаизмов. Подобная идея активно обсуждалась на старообрядческих соборах рубежа XIX - XX вв. Заслуга Гребнева в том, что он предполагал вынести на обсуждение готовящегося Всероссийского федосеевского собора готовую редакцию богослужебных песнопений. Поэтому документ сам по себе является уникальным фактом в истории православной церковной музыки. Анализ рукописи позволил сделать вывод о том, что Гребнев действовал в рамках традиционных для древнерусского церковно-певческого искусства методов, щадящих по отношению к оригинальным распевам. В то же время исправление богослужебных песнопений само по себе означало кардинальный переворот в церковной жизни старообрядцев.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=32837210

M3 - Статья

SP - 130

EP - 142

JO - ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

JF - ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

SN - 2454-0609

IS - 1

ER -