САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ КАК ПРЕДИКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

В статье рассматриваются социально-психологические и профессиональные особенности личности в возрасте поздней зрелости. На основе анализа социальной ситуации развития определяются основные противоречия развития, которые приобретают характер конфликтующей реальности между внешними и внутренними условиями самореализации. Переживание человеком завершения профессиональной деятельности порождает (нормативный) кризис утраты профессии и инициирует поиск путей (способов, стратегий) обеспечения своей состоятельности и профессиональной успешности. Взаимосвязь самореализации и профессиональной успешности обусловила актуальность данного исследования. Введение. Конфликтующие реальности развития человека (людей) в возрасте поздней зрелости характеризуют социальную ситуацию развития, в качестве ведущей деятельности выступает социально-технологическая деятельность в различных отраслях экономики. Основные новообразования личности отражены в структурно-функциональной модели самореализации. Целью исследования стало определение особенностей и закономерностей формирования самореализации человека, обеспечивающих его профессиональную успешность. Объектом исследования выступил человек в возрасте поздней зрелости, а предметом - его самореализация в профессии. Методологическим основанием исследования стали новая теоретико-прикладная дисциплина - психологика, парадигмальная установка постмодернизма, методологические подходы и принципы профессиологии, а также концепция профессионального становления личности. Результаты исследования. Обобщение социальной ситуации развития в поздней зрелости отражено в эвристической модели самореализации личности в профессии, которая, в свою очередь, стала (выступила) основой проектирования структурно-функциональной модели самореализации, обеспечивающей профессиональную успешность субъекта поздней зрелости. Реализация целевой установки исследования обусловила необходимость разработки дополнительной образовательной программы формирования профессиональной состоятельности человека предпенсионного возраста. Содержательный контент программы оформлен в блочно-модульном варианте, что позволяет конструировать различные индивидуально-ориентированные траектории обучения. Основной формой реализации программы является онлайн-обучение, основанное на использовании современных образовательных технологий. Практическое значение представленных в статье положений и рекомендаций может быть использовано в работе служб развития персонала организации и предприятий, но главная их направленность - оказание помощи человеку в самореализации и достижении профессиональной успешности в ситуациях профессиональной трансформации экономики.
Переведенное названиеSELF-REALIZATION OF HUMAN PERSONALITY IN MATURE ADULTHOOD AS A PREDICTOR OF ENSURING ITS PROFESSIONAL PERFORMANCE
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)100-114
Число страниц15
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры
Том26
Номер выпуска4 (201)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

ГРНТИ

  • 15.21.00 Общая психология

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ КАК ПРЕДИКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать