СВЕРХБЮРОКРАТИЗАЦИЯ КАК АНОМАЛИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

В статье раскрывается один из результатов исследования барьеров развития высшего образования в современной России. Автор рассматривает бюрократизацию взаимодействий в высшем образовании как серьезное препятствие перехода к его нелинейной модели. Эта модель, внедрение которой так необходимо российскому обществу, характеризуется гибкостью, открытостью, вариативностью, способностью к изменениям. Названные свойства во многом обеспечиваются за счет снижения формализации отношений между образовательными общностями, образовательными институтами, между высшим образованием и другими социальными институтами общества. Проблема исследования заключается в противоречии между критически высоким уровнем бюрократизации внутри- и межинституциональных взаимодействий в российском высшем образовании и необходимостью проведения гибких, органических изменений и инноваций в нем. Сверхбюрократизация выражается в использовании комплекса бюрократических инструментов как основного или порой единственного регулятора отношений внутри университетов, между университетами и структурами управления высшим образованием. Бюрократизация рассматривается как социальный механизм, компенсирующий недостатки неэффективного менеджмента в высшем образовании России. Она «нейтрализует» недостаток профессиональной компетентности чиновников сферы образования и отсутствие продуктивных технологий управленческого контроля и управления изменениями в высшем образовании.
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)173-183
Число страниц11
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры
Номер выпуска24(1)
СостояниеОпубликовано - 2018

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать