СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И «ЛОКАЛИЗАЦИЯ»

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о возможности воссоздания целостности смысла деятельности ученого в условиях теоретической, методологической и ценностной неопределенности. В качестве основного способа восстановления смысловой целостности утверждается последовательная саморефлексия, осуществляемая исследователем в индивидуальном порядке. Данный процесс характеризуется парадоксальной закономерностью: обретение полноты смысла субъектом науки сопровож- дается ограничением условий применимости научного знания, или его «локализацией». Выявление контекста того или иного знания может иметь разную «степень рефлексивности»: от прояснения его «внутринаучных», теоретико-методологических оснований до постановки фундаментальных экзистенциальных проблем, связанных с различными феноменами науки. В условиях теоретического и мировоззренческого плюрализма эта «степень рефлексивности» не задается исследователю извне, но определяется им самостоятельно. В этом контексте традиционное представление о науке как инструменте расширения человеческих возможностей получает новую трактовку. Наука осмысливается здесь не столько как средство овладения внешней (вещной) реальностью, сколько как фактор, способствующий росту внутренних (духовных) возможностей человека, напрямую связанных со способностью к самоограничению
Переведенное названиеModern science: reflexivity and «localization»
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)22-34
Число страниц13
ЖурналНаучный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук
Том14
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2014

Отпечаток

science
method

ГРНТИ

  • 02.00.00 ФИЛОСОФИЯ

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать

@article{989dcb02a3824cdbae53a80e36196943,
title = "СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И «ЛОКАЛИЗАЦИЯ»",
abstract = "В статье рассмотрен вопрос о возможности воссоздания целостности смысла деятельности ученого в условиях теоретической, методологической и ценностной неопределенности. В качестве основного способа восстановления смысловой целостности утверждается последовательная саморефлексия, осуществляемая исследователем в индивидуальном порядке. Данный процесс характеризуется парадоксальной закономерностью: обретение полноты смысла субъектом науки сопровож- дается ограничением условий применимости научного знания, или его «локализацией». Выявление контекста того или иного знания может иметь разную «степень рефлексивности»: от прояснения его «внутринаучных», теоретико-методологических оснований до постановки фундаментальных экзистенциальных проблем, связанных с различными феноменами науки. В условиях теоретического и мировоззренческого плюрализма эта «степень рефлексивности» не задается исследователю извне, но определяется им самостоятельно. В этом контексте традиционное представление о науке как инструменте расширения человеческих возможностей получает новую трактовку. Наука осмысливается здесь не столько как средство овладения внешней (вещной) реальностью, сколько как фактор, способствующий росту внутренних (духовных) возможностей человека, напрямую связанных со способностью к самоограничению",
author = "Бакеева, {Елена Васильевна}",
year = "2014",
language = "Русский",
volume = "14",
pages = "22--34",
journal = "Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук",
issn = "1818-0566",
publisher = "Федеральное государственное бюджетное учреждение науки {"}Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук{"}",
number = "4",

}

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И «ЛОКАЛИЗАЦИЯ». / Бакеева, Елена Васильевна.

В: Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Том 14, № 4, 2014, стр. 22-34.

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

TY - JOUR

T1 - СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: РЕФЛЕКСИВНОСТЬ И «ЛОКАЛИЗАЦИЯ»

AU - Бакеева, Елена Васильевна

PY - 2014

Y1 - 2014

N2 - В статье рассмотрен вопрос о возможности воссоздания целостности смысла деятельности ученого в условиях теоретической, методологической и ценностной неопределенности. В качестве основного способа восстановления смысловой целостности утверждается последовательная саморефлексия, осуществляемая исследователем в индивидуальном порядке. Данный процесс характеризуется парадоксальной закономерностью: обретение полноты смысла субъектом науки сопровож- дается ограничением условий применимости научного знания, или его «локализацией». Выявление контекста того или иного знания может иметь разную «степень рефлексивности»: от прояснения его «внутринаучных», теоретико-методологических оснований до постановки фундаментальных экзистенциальных проблем, связанных с различными феноменами науки. В условиях теоретического и мировоззренческого плюрализма эта «степень рефлексивности» не задается исследователю извне, но определяется им самостоятельно. В этом контексте традиционное представление о науке как инструменте расширения человеческих возможностей получает новую трактовку. Наука осмысливается здесь не столько как средство овладения внешней (вещной) реальностью, сколько как фактор, способствующий росту внутренних (духовных) возможностей человека, напрямую связанных со способностью к самоограничению

AB - В статье рассмотрен вопрос о возможности воссоздания целостности смысла деятельности ученого в условиях теоретической, методологической и ценностной неопределенности. В качестве основного способа восстановления смысловой целостности утверждается последовательная саморефлексия, осуществляемая исследователем в индивидуальном порядке. Данный процесс характеризуется парадоксальной закономерностью: обретение полноты смысла субъектом науки сопровож- дается ограничением условий применимости научного знания, или его «локализацией». Выявление контекста того или иного знания может иметь разную «степень рефлексивности»: от прояснения его «внутринаучных», теоретико-методологических оснований до постановки фундаментальных экзистенциальных проблем, связанных с различными феноменами науки. В условиях теоретического и мировоззренческого плюрализма эта «степень рефлексивности» не задается исследователю извне, но определяется им самостоятельно. В этом контексте традиционное представление о науке как инструменте расширения человеческих возможностей получает новую трактовку. Наука осмысливается здесь не столько как средство овладения внешней (вещной) реальностью, сколько как фактор, способствующий росту внутренних (духовных) возможностей человека, напрямую связанных со способностью к самоограничению

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=23375342

M3 - Статья

VL - 14

SP - 22

EP - 34

JO - Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук

JF - Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук

SN - 1818-0566

IS - 4

ER -