«Старое» и «новое» доверие в высшем образовании

Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

Аннотация

Введение. Кризис современной высшей школы и процессы ее модернизации сопровождаются кризисом институционального, межобщностного и межличностного доверия, которое на протяжении очень долгого времени оставалось фундаментальной основой вузовской системы профессиональной подготовки. Необходимость сохранения доверия как источника развития российского высшего образования требует изучения его структурных характеристик и понимания его потенциала представителями образовательных общностей.
Цели статьи – с позиций социологии обосновать актуализацию в сфере высшего образования сложившихся традиционных ресурсных свойств доверия; зафиксировать появившиеся и спрогнозировать новые его качества в связи с переходом системы к нелинейной модели.
Методология и методика. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения и методологические принципы общностного и ресурсного подходов, а также теорию нелинейного развития общества. Работа выполнялась на основе микс-стратегии, сочетающей количественные и качественные методы, экспертный опрос, полуформализованное интервью, фокус-группы, контент-анализ и метод вторичного анализа социологических данных.
Результаты и научная новизна. Впервые в теорию и социологию высшего образования вводятся понятия «старого» и «нового» доверия и дается их авторская интерпретация. Новизна состоит и в том, что феномен доверия рассмотрен не только в рамках «образовательной» проблематики, но и в широком контексте социальных и социокультурных трансформаций «текучего» общества постмодерна. Показаны мобилизационные возможности доверия для конструктивного разрешения противоречий, существующих на уровнях институциональных и межобщностных отношений и взаимодействий в вузах. Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение не только для обогащения теории высшего образования и социального знания о нематериальных ресурсах его развития. Они важны для конструирования различных академических практик, направленных на использование ресурсных свойств доверия с целью развития социального и человеческого капитала вузовских общностей, а также разработки новых социальных технологий управления процессами формирования доверия в вузе.
Переведенное название“Old” and “new” trust in higher education
ЯзыкРусский
Страницы9-36
Число страниц28
ЖурналObrazovanie i Nauka
Том21
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 1 янв 2019

Отпечаток

Education
education
resources
community
system of vocational education
sociocultural development
social technology
Vocational Education
Research
Community-Institutional Relations
Interviews
non-linear model
university
secondary analysis
Empirical Research
interview
Nonlinear Dynamics
school system
quantitative method
social research

Ключевые слова

    Предметные области ASJC Scopus

    • Education
    • Developmental and Educational Psychology
    • Physical Therapy, Sports Therapy and Rehabilitation

    Предметные области WoS

    • Образование и исследования в области образования

    ГРНТИ

    • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

    Уровень публикации

    • Перечень ВАК

    Цитировать

    @article{c51e0db7f41b4f54b72989336d49a762,
    title = "«Старое» и «новое» доверие в высшем образовании",
    abstract = "Введение. Кризис современной высшей школы и процессы ее модернизации сопровождаются кризисом институционального, межобщностного и межличностного доверия, которое на протяжении очень долгого времени оставалось фундаментальной основой вузовской системы профессиональной подготовки. Необходимость сохранения доверия как источника развития российского высшего образования требует изучения его структурных характеристик и понимания его потенциала представителями образовательных общностей.Цели статьи – с позиций социологии обосновать актуализацию в сфере высшего образования сложившихся традиционных ресурсных свойств доверия; зафиксировать появившиеся и спрогнозировать новые его качества в связи с переходом системы к нелинейной модели.Методология и методика. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения и методологические принципы общностного и ресурсного подходов, а также теорию нелинейного развития общества. Работа выполнялась на основе микс-стратегии, сочетающей количественные и качественные методы, экспертный опрос, полуформализованное интервью, фокус-группы, контент-анализ и метод вторичного анализа социологических данных.Результаты и научная новизна. Впервые в теорию и социологию высшего образования вводятся понятия «старого» и «нового» доверия и дается их авторская интерпретация. Новизна состоит и в том, что феномен доверия рассмотрен не только в рамках «образовательной» проблематики, но и в широком контексте социальных и социокультурных трансформаций «текучего» общества постмодерна. Показаны мобилизационные возможности доверия для конструктивного разрешения противоречий, существующих на уровнях институциональных и межобщностных отношений и взаимодействий в вузах. Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение не только для обогащения теории высшего образования и социального знания о нематериальных ресурсах его развития. Они важны для конструирования различных академических практик, направленных на использование ресурсных свойств доверия с целью развития социального и человеческого капитала вузовских общностей, а также разработки новых социальных технологий управления процессами формирования доверия в вузе.",
    keywords = "Crisis of trust in higher education, Culture of trust, Resource properties of trust, Scientific and pedagogical community, Students, Universities, University management, “old” and “new” trust in higher education, culture of trust, university management, students, STUDENTS, resource properties of trust, {"}old{"} and {"}new{"} trust in higher education, universities, crisis of trust in higher education, scientific and pedagogical community",
    author = "Ambarova, {Polina A.} and Zborovsky, {Garold E.} and Shabrova, {Nina V.}",
    year = "2019",
    month = "1",
    day = "1",
    doi = "10.17853/1994-5639-2019-1-9-36",
    language = "Русский",
    volume = "21",
    pages = "9--36",
    journal = "Образование и наука",
    issn = "1994-5639",
    publisher = "Российский государственный профессионально-педагогический университет",
    number = "1",

    }

    «Старое» и «новое» доверие в высшем образовании. / Ambarova, Polina A.; Zborovsky, Garold E.; Shabrova, Nina V.

    В: Obrazovanie i Nauka, Том 21, № 1, 01.01.2019, стр. 9-36.

    Результат исследований: Вклад в журналСтатьяНаучно-исследовательскаярецензирование

    TY - JOUR

    T1 - «Старое» и «новое» доверие в высшем образовании

    AU - Ambarova, Polina A.

    AU - Zborovsky, Garold E.

    AU - Shabrova, Nina V.

    PY - 2019/1/1

    Y1 - 2019/1/1

    N2 - Введение. Кризис современной высшей школы и процессы ее модернизации сопровождаются кризисом институционального, межобщностного и межличностного доверия, которое на протяжении очень долгого времени оставалось фундаментальной основой вузовской системы профессиональной подготовки. Необходимость сохранения доверия как источника развития российского высшего образования требует изучения его структурных характеристик и понимания его потенциала представителями образовательных общностей.Цели статьи – с позиций социологии обосновать актуализацию в сфере высшего образования сложившихся традиционных ресурсных свойств доверия; зафиксировать появившиеся и спрогнозировать новые его качества в связи с переходом системы к нелинейной модели.Методология и методика. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения и методологические принципы общностного и ресурсного подходов, а также теорию нелинейного развития общества. Работа выполнялась на основе микс-стратегии, сочетающей количественные и качественные методы, экспертный опрос, полуформализованное интервью, фокус-группы, контент-анализ и метод вторичного анализа социологических данных.Результаты и научная новизна. Впервые в теорию и социологию высшего образования вводятся понятия «старого» и «нового» доверия и дается их авторская интерпретация. Новизна состоит и в том, что феномен доверия рассмотрен не только в рамках «образовательной» проблематики, но и в широком контексте социальных и социокультурных трансформаций «текучего» общества постмодерна. Показаны мобилизационные возможности доверия для конструктивного разрешения противоречий, существующих на уровнях институциональных и межобщностных отношений и взаимодействий в вузах. Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение не только для обогащения теории высшего образования и социального знания о нематериальных ресурсах его развития. Они важны для конструирования различных академических практик, направленных на использование ресурсных свойств доверия с целью развития социального и человеческого капитала вузовских общностей, а также разработки новых социальных технологий управления процессами формирования доверия в вузе.

    AB - Введение. Кризис современной высшей школы и процессы ее модернизации сопровождаются кризисом институционального, межобщностного и межличностного доверия, которое на протяжении очень долгого времени оставалось фундаментальной основой вузовской системы профессиональной подготовки. Необходимость сохранения доверия как источника развития российского высшего образования требует изучения его структурных характеристик и понимания его потенциала представителями образовательных общностей.Цели статьи – с позиций социологии обосновать актуализацию в сфере высшего образования сложившихся традиционных ресурсных свойств доверия; зафиксировать появившиеся и спрогнозировать новые его качества в связи с переходом системы к нелинейной модели.Методология и методика. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения и методологические принципы общностного и ресурсного подходов, а также теорию нелинейного развития общества. Работа выполнялась на основе микс-стратегии, сочетающей количественные и качественные методы, экспертный опрос, полуформализованное интервью, фокус-группы, контент-анализ и метод вторичного анализа социологических данных.Результаты и научная новизна. Впервые в теорию и социологию высшего образования вводятся понятия «старого» и «нового» доверия и дается их авторская интерпретация. Новизна состоит и в том, что феномен доверия рассмотрен не только в рамках «образовательной» проблематики, но и в широком контексте социальных и социокультурных трансформаций «текучего» общества постмодерна. Показаны мобилизационные возможности доверия для конструктивного разрешения противоречий, существующих на уровнях институциональных и межобщностных отношений и взаимодействий в вузах. Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение не только для обогащения теории высшего образования и социального знания о нематериальных ресурсах его развития. Они важны для конструирования различных академических практик, направленных на использование ресурсных свойств доверия с целью развития социального и человеческого капитала вузовских общностей, а также разработки новых социальных технологий управления процессами формирования доверия в вузе.

    KW - Crisis of trust in higher education

    KW - Culture of trust

    KW - Resource properties of trust

    KW - Scientific and pedagogical community

    KW - Students

    KW - Universities

    KW - University management

    KW - “old” and “new” trust in higher education

    KW - culture of trust

    KW - university management

    KW - students

    KW - STUDENTS

    KW - resource properties of trust

    KW - "old" and "new" trust in higher education

    KW - universities

    KW - crisis of trust in higher education

    KW - scientific and pedagogical community

    UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85063334853&partnerID=8YFLogxK

    UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000461122900001

    UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=37057167

    U2 - 10.17853/1994-5639-2019-1-9-36

    DO - 10.17853/1994-5639-2019-1-9-36

    M3 - Статья

    VL - 21

    SP - 9

    EP - 36

    JO - Образование и наука

    T2 - Образование и наука

    JF - Образование и наука

    SN - 1994-5639

    IS - 1

    ER -