Аннотация
Статья посвящена анализу образа учителя в современном российском кинематографе. Фиксируется кри-зис методологии художественной критики. Проводится пересмотр традиционных способов анализа социальной темы в ис-кусстве. Предлагается вычленять «социальность» в художественной ткани не на уровне материала, сюжета или типичных обстоятельств, а сквозь призму системы координат той или иной социальной теории. В качестве продуктивного ресурса художественного анализа предлагается исследовательская метафора из области социальной психологии - «стокгольмский синдром» для интерпретации деструктивных состояний в фильмах так называемого «школьного цикла». Анализ осуществ-лен на примере кинофильма «Училка» 2015 года. Сюжетная коллизия - учитель истории и класс оказываются в ситуации террористов и заложников, в замкнутом и изолированном пространстве. Особенность ситуации заключается в том, что роли террориста и заложника постоянно смещаются от одного участника к другому, а в финале для посторонних наблюдателей сам факт наличия подобной коллизии оказывается недоказанным. Поведение всех участников события, динамика структуры отношений, социальные роли описаны с точки зрения последовательности повествовательных связей. Анализ выявил раз-рывы между авторской позицией, в результате которой в финале происходит разрешение конфликта и снятие напряжения, и объективной художественной логикой кинопроизведения.
Переведенное название | STOCKHOLM SYNDROME IN RUSSIAN SCHOOL: "UCHILKA" BY ALEXEY PETRUKHIN (2015) |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 102-107 |
Число страниц | 6 |
Журнал | Филологический класс |
Том | 43 |
Номер выпуска | 1 |
Состояние | Опубликовано - 2016 |
ГРНТИ
- 18.67.00 Кино. Киноискусство
Уровень публикации
- Перечень ВАК