Аннотация
В статье представлен анализ некоторых разделов редко цитируемого текста К. Ясперса, который исследуется на предмет постановки вопроса о времени в философско-антропологическом ключе. Работа была опубликована в 1931 году и после этого неоднократно переиздавалась, одна из дат переизданий особенно показательна - 1947 год (вслед за текстом лекции «Вопрос о виновности»). Это указывает на то, что К. Ясперс видел, с одной стороны, необходимость актуализировать вопрос о духовной ситуации, с другой стороны, полагал, что его концептуализация проблемы темпоральности в первой трети ХХ века является универсальной методологической схемой, применимой и в более поздний период. На это указывает редакция текста «Духовной ситуации времени» 1947 года, который рассматривается в данной статье. Так как философия Ясперса достаточно изучена, то основная цель анализа - показать, как трактуется персональная историчность, и почему освоение времени видится философу насущной человеческой задачей. Показано, что Ясперс, применяя экзистенциальный подход, предлагает универсальную схему того, как может быть прожита духовная ситуация человеком, и как возможно сделать время своим. Потребность в освоении времени присуща человеку, а вот готовность делать это осмысленно, исходя из осознания возможности подлинного бытия, не очевидна. Человек по большей части не осознает выбор определенного толкования времени, также он не всегда последовательно рационален в конструировании контекста собственной историчности. Раскрывается суть таких концептов, как духовная ситуация, знание целого, философская жизнь.
Переведенное название | STRATEGIES OF TIME APPROPRIATION: AUTHENTIC AND INAUTHENTIC HISTORICITY OF MAN |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 419-431 |
Число страниц | 12 |
Журнал | Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия |
Том | 24 |
Номер выпуска | 3 |
DOI | |
Состояние | Опубликовано - 2020 |
ГРНТИ
- 02.00.00 ФИЛОСОФИЯ
Уровень публикации
- Перечень ВАК