TY - JOUR
T1 - "Стрела времени" и "линии жизни": деконструкция линейности
AU - Veselkova, Natalya
AU - Vandyshev, Mikhail
AU - Pryamikova, Elena
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье анализируются данные социологического исследования, полученные методом «линий жизни» (ЛЖ) среди школьников и учащихся СПО небольших моногородов Свердловской области. Особое внимание уделяется эвристическим возможностям
этого метода в изучении мобильности и конструировании нарратива прошлого, настоящего и будущего молодых людей. Статья преследует двоякую цель — во-первых,
подвергнуть методической рефлексии опыт использования ЛЖ, во-вторых, обсудить
содержательные находки, полученные с помощью этого метода. В анализ включены
230 рисунков студентов и школьников, обучающихся в образовательных учреждениях
Краснотурьинска, Ревды и Первоуральска. Дан краткий обзор развития метода с обоснованием собственной (малоформализованной) версии. Представлена типология
ЛЖ, построенная по критериям формальной структуры, она помогает анализировать
смыслы (не)линейности, обращая внимание как на доминирующую логику, так и на
разнообразие конфигураций. В классической и современной социологической теории
прочно укоренились представления о линейности социальных изменений. На биографическом уровне движение, течение жизни также описывается с учетом линейности
и направленности. Большинство рисунков наших участников выдержаны в линейной
логике, однако внутри нее обнаруживается большое разнообразие, отдельно рассматриваются различные варианты отклонений от стандартной стрелки из прошлого
в будущее. Представляют интерес элементы рисунков, свидетельствующие о территориальной идентичности. Использование местных названий придает рисункам
конкретику и насыщенность, демонстрирует локальную компетентность участников.
AB - В статье анализируются данные социологического исследования, полученные методом «линий жизни» (ЛЖ) среди школьников и учащихся СПО небольших моногородов Свердловской области. Особое внимание уделяется эвристическим возможностям
этого метода в изучении мобильности и конструировании нарратива прошлого, настоящего и будущего молодых людей. Статья преследует двоякую цель — во-первых,
подвергнуть методической рефлексии опыт использования ЛЖ, во-вторых, обсудить
содержательные находки, полученные с помощью этого метода. В анализ включены
230 рисунков студентов и школьников, обучающихся в образовательных учреждениях
Краснотурьинска, Ревды и Первоуральска. Дан краткий обзор развития метода с обоснованием собственной (малоформализованной) версии. Представлена типология
ЛЖ, построенная по критериям формальной структуры, она помогает анализировать
смыслы (не)линейности, обращая внимание как на доминирующую логику, так и на
разнообразие конфигураций. В классической и современной социологической теории
прочно укоренились представления о линейности социальных изменений. На биографическом уровне движение, течение жизни также описывается с учетом линейности
и направленности. Большинство рисунков наших участников выдержаны в линейной
логике, однако внутри нее обнаруживается большое разнообразие, отдельно рассматриваются различные варианты отклонений от стандартной стрелки из прошлого
в будущее. Представляют интерес элементы рисунков, свидетельствующие о территориальной идентичности. Использование местных названий придает рисункам
конкретику и насыщенность, демонстрирует локальную компетентность участников.
KW - life line
KW - life course
KW - visualization
KW - identity
KW - temporality
KW - mobility
KW - mono-town
KW - youth studies
KW - Visualization
KW - Mono-town
KW - Mobility
KW - Youth studies
KW - Life line
KW - Life course
KW - Identity
KW - Temporality
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000522670200004
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85086247246&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=42932544
U2 - 10.17323/1728-192X-2020-1-85-105
DO - 10.17323/1728-192X-2020-1-85-105
M3 - Статья
VL - 19
SP - 85
EP - 105
JO - Russian Sociological Review
JF - Russian Sociological Review
SN - 1728-192X
IS - 1
ER -