Аннотация
В статье предпринимается попытка раскрыть то представление о времени, которое, реализуясь в художественных работах мастера, будучи предметом рефлексии в его теоретических очерках, приобретает черты последовательно проводимой концепции и лежит в основе художественной системы Пауля Клее. Методологическим основанием такой попытки выступает предположение о единстве в синтетическом искусстве Клее художественного и интеллектуально-философского содержания. Исходя из этого, объектом анализа выступают в равной мере как живописные произведения, так и его тексты - статьи, доклады. Они образуют единство, в котором выражается философия Клее. Время в творчестве Клее раскрывается как сложное и многостороннее явление. На основе анализа художественных произведений мастера выделяются отдельные измерения времени, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют своего рода «Универсум времени». В результате появляется возможность проведения параллелей между концепцией времени у Клее и философскими концепциями времени, созданными в ХХ столетии. Вместе с тем это целое вовсе не обладает устойчивостью, стабильностью. Рассматривается природа того конфликта, который вносит в творчество Клее драматизм и создает ощущение ненадежности: столкновение времени самого творения (бытие) и индивидуального времени, времени художника. В заключение с точки зрения темы времени исследуется мотив ангелов, по-своему завершающий весь творческий путь Клее.
Переведенное название | Universum of Time in the Art of Paul Klee: Philosophical Refl ections and Art Practice |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 152-164 |
Число страниц | 13 |
Журнал | Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки |
Том | 13 |
Номер выпуска | 2 (176) |
Состояние | Опубликовано - 2018 |
Уровень публикации
- Перечень ВАК