ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

Мария Владимировна Иванова, Владимир Вадимович Савельев

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

"Цель. Статья раскрывает авторский подход к понятию социально-психологической адаптации. Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы теоретические методы исследования - обзорный анализ и синтез подходов к изучению таких конструктов, как адаптация и дезадаптация; практические методы - методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА) и многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (CPQ). Исследование носило констатирующий характер. Статистическая обработка осуществлялась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Для выделения личностных факторов, влияющих на уровень адаптации воспитанников суворовского училища, применялся метод множественного регрессионного анализа. Результаты. Описаны полученные в ходе эмпирического исследования факторы социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков, поступивших на первый курс обучения в суворовское военное училище (СВУ) Министерства обороны РФ (МО РФ). Продемонстрированы особенности адаптации курсантов к условиям военного учебного заведения. Особое внимание уделено личностным характеристикам воспитанников, повышающим вероятность возникновения дезадаптации. Научная новизна. Предложен авторский подход к понятию социально-психологической адаптации; выделены основные показатели успешности этого процесса в условиях СВУ и показатели, позволяющие прогнозировать риск возникновения дезадаптации, а следовательно, своевременно проводить профилактические мероприятия. Сделан вывод о том, что развитие адаптационных способностей подростков должно осуществляться через личностные компоненты. Практическая значимость. Выделены «мишени» коррекционно-развивающего воздействия на этапе адаптации подростков к образовательной деятельности в закрытом военно-учебном заведении. Обозначены перспективные направления изменения акцентов в содержании психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в училищах военного типа."
Переведенное названиеFACTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS TO EDUCATION IN SUVOROV MILITARY SCHOOL
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)105-116
Число страниц12
ЖурналОбразование и наука
Номер выпуска7(136)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2016

ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать