Digitalization of Russian higher education: Educational process technologies (experience of universities of the Ural Federal District of Russian Federation

Переведенное название: Цифровизация российской высшей школы: технологии образовательного процесса (опыт вузов Уральского федерального округа Российской Федерации)

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

1 Цитирования (Scopus)

Аннотация

Российская высшая школа находится в постоянной трансформации, что связано с выходом РФ на мировой рынок образовательных услуг. Для достижения целей позиционирования российских вузов в мировых рейтингах создаются различных федеральные проекты, например, в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2019-2025 годы разработан проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Для анализа готовности российских вузов к цифровой трансформации было проведено исследование, в котором приняли участие студенты вузов Уральского федерального округа Российской Федерации (N=300), которые оценили степень внедрения различных цифровых технологий в образовательный процесс на текущий момент. Именно студентам как основным потребителям образовательных услуг осваивать цифровые компоненты образовательного процесса, использовать технические средства. Результаты исследования позволили выявить высокую готовность студентов к работе в цифровой образовательной среде, использованию дистанционных форм обучения. Студенты активно используют социальные сети и мессенджеры в образовательных целях (84%), дистанционные технологии образования (48%), мейнфреймы и базы данных (43%). Причем более высокий уровень готовности был продемонстрирован студентами технических и IT-направлений. При этом выявлено противоречие между готовностью студентов и их восприятием технической оснащенности вузов и готовности преподавателей осуществлять образовательный процесс в новой цифровой среде. Очевидно, что использование централизованных цифровых технологий (включенного вузами в образовательный процесс, например, дистанционные технологии применяются еженедельно для 24% опрошенных) значительно уступает стихийному освоению студентами мессенджеров, приложений на смартфонах, иного программного обеспечения, которое облегает освоение курсов и дисциплин (инициировано студентами самостоятельно, обращение к мессенджерам и социальным сетям еженедельно осуществляет 66% от опрошенных). Таким образом, для реализации государственных программ по созданию цифровой образовательной среды необходимо осуществить усиление технической инфраструктуры вузов и повысить квалификацию преподавателей для эффективного внедрения процессов цифровизации высшей школы.
Переведенное названиеЦифровизация российской высшей школы: технологии образовательного процесса (опыт вузов Уральского федерального округа Российской Федерации)
Язык оригиналаАнглийский
Страницы (с-по)36-46
Число страниц11
ЖурналPerspektivy Nauki i Obrazovania
Том46
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

Ключевые слова

  • Digital educational environment
  • Digital technologies
  • Digitalization of education
  • Distance education technologies
  • Russian higher education

Предметные области ASJC Scopus

  • Education
  • Philosophy

ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «Цифровизация российской высшей школы: технологии образовательного процесса (опыт вузов Уральского федерального округа Российской Федерации)». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать