ЭКФРАСИС И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ПОЭТИКЕ РОМАНА ПЕНЕЛОПЫ ЛАЙВЛИ «ФОТОГРАФИЯ»

Olga G. Sidorova, Tatiana A. Poluektova

Результат исследований: Вклад в журналСтатья

Аннотация

В статье на примере романа британской писательницы Пенелопы Лайвли «Фотография» (2003) раскрывается феномен экфрасиса — фотографического и живописного, рассматриваются его специфические особенности. Процесс взаимодействия художественного текста и фотографии позволяет авторам обозначить его двумя синонимичными терминами — «фотографический экфрасис» и «фототекстуальность». В романе дается несколько описаний фотографических изображений и живописного портрета, найденных одним из главных персонажей. Их экфрастическое описание дается через призму восприятия главных персонажей. Фотография, репрезентирующая определенный микросюжет, обладает особым нарративом, который возможен только при наличии взгляда персонажа, пытающегося разгадать не только «кадровую», но и закадровую тайну. Казавшие ся незыблемыми воспоминания становятся относительными и ненадежными помощниками в поиске ответов. Прием «многоголосия» подрывает возможность объективного знания о прошлом. Благодаря фотографии, содержащей в себе модус воспоминаний, персонажи заново узнают Другого, обретая при этом идентичность и новый смысл в жизни. Несмотря на то, что в романе представлен фотографический и живописный экфрасисы, первый является ведущим уже в силу того, что название романа «Фотография» отсылает читателя к определенному модусу восприятия произошедшего. Авторами обосновывается, что фотоэкфрасис позволяет определить жанр романа «Фотография» как фототекстуальный роман с психологической и детективной жанрообразующими доминантами. Экфрасис в романе П. Лайвли осуществляет сюжетообразующую, композиционную, психологическую, характерологическую и жанроопределяющую функции. Анализируемый роман, с одной стороны, является индивидуально-авторской художественной репрезентацией фотографического, с другой — отражает общие тенденции современной прозы с ее повышенным интересом к так называемому «визуальному повороту», произошедшему в гуманитарных науках во второй половине XX в.

Переведенное названиеEKPHRASIS AND ITS FUNCTIONING IN THE POETICS OF PENELOPE LIVELY'S NOVEL THE PHOTOGRAPH
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)121-135
Число страниц15
ЖурналИзвестия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
Том21
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

Предметные области WoS

  • Гуманитарные науки, Междисциплинарные труды

ГРНТИ

  • 17.82.00 Произведения художественной литературы

Уровень публикации

  • Перечень ВАК

Цитировать