Репрезентация и интерпретация внутреннего мира человека в русском языке: семантика, дискурс, прагматика

项目: Award Project

项目详细信息

Description

Основная научная проблема проекта связана с разработкой принципиально нового комплексного подхода к изучению стратегии репрезентации внутреннего мира человека: эмоций, интеллекта, речи – с помощью разноуровневых единиц русского языка: лексических, грамматических и текстовых. Непосредственным объектом лингвистического рассмотрения в данном проекте избираются речемыслительная и эмоциональная деятельность человека как основополагающие константы его внутреннего мира. При этом комплексность подхода обусловливается не только выбором в качестве объекта исследования совокупности языковых и речевых единиц различного статуса и ранга, отображающих внутренний мир человека, но и многоаспектностью их рассмотрения, основанного на интеграции структурно-семантического, когнитивно-дискурсивного и прагматического подходов.
В соответствии с формулировкой основной научной проблемы заявители проекта планируют, во-первых, разработать интегрированную методологию подобного исследования, во-вторых, реализовать ее в конкретных исследованиях, посвященных выявлению тенденций (общих и специфических), отображения и выражения внутреннего мира в русской лексике, грамматике и дискурсе, в-третьих, описать и раскрыть выявленную разноуровневую систему средств с точки зрения особенностей репрезентации внутреннего мира человека, отображающихся в их семантической структуре, ментальной сущности и прагматическом потенциале, реализуемых в различных типах дискурсов, прежде всего, в литературно-художественном (прозаическом и поэтическом) и в конфликтном.
Таким образом, постановка проблемы в данном проекте говорит о его полипарадигмальности, непосредственной связи с разработкой проблем семантики: лексической, грамматической и текстовой; когнитологии: форматами знаний, отображающих ментальность русского человека, когнитивным моделированием представлений о внутреннем мире человека, выявлением ключевых концептов этой сферы; прагматики: исследованием механизмов речевого «самовыражения» и речевого воздействия в различных типах дискурса, специальным изучением конфликтного дискурса, напрямую связанного с эмоциями, интеллектом и ресью, в аспекте соотнесенности с определенным психологическим типом его участников, особенностями дискурсивного выражения внутреннего состояния человека, репрезентации в данном типе дискурса представлений об этических нормах и нормативных аномалиях. Вследствие этого в рамках проблемы исследования внутреннего мира человека особое внимание уделяется нормативным и регулятивным аспектам изучения эмоциональной, интеллектуальной и речевой сфер, воплощенных в языке, рассмотрению нормы, прежде всего этической, отображающей нравственные основы личности как семантико-когнитивного феномена, и созданию формализованных семантических критериев осмысления такого рода норм и аномалий применительно к конфликтной коммуникации.
Интегративная по содержанию цель проекта предполагает решение комплекса исследовательских задач, связанных с конкретизацией предмета изучения (внутреннего мира человека, рассматриваемого в трех ипостасях: эмоции, интеллект, речь), средств его репрезентации (лексика, грамматика, дискурс) и аспектов рассмотрения: структурно-семантического, когнитивно-дискурсивного и прагматического.
Вследствие этого исследование имеет интегративный характер и предполагает решение следующего комплекса крупных и частных задач: 1. Исследование механизма репрезентации знаний о внутреннем мире человека в семантике слова и классов слов, включающее интерпретацию категоризации внутреннего мира человека по данным идеографических словарей, интерпретацию механизма концептуализации эмоций, интеллекта и речи на основе анализа данных различных словарей концептов, выявление регулярных аспектов концептуализации ключевых концептов внутреннего мира, моделирование базовых ментальных структур денотативных сфер «Эмоции», «Интеллект», «Речь» с выделением комплекса когнитивных признаков, передающих знания разного формата: базовые понятия, ассоциативно-образные, национально-культурные представления, модально-оценочные смыслы, описание структуры концептосферы (макроструктуры), репрезентирующей образ эмоций, интеллекта и речи русского человека, проблемы интегративной концептуализации и пересекаемости ментальных пространств в сфере внутреннего мира человека, типы интегративных концептов, специфика их ментальной структуры.
2. Изучение механизма репрезентации знаний о внутреннем мире человека в литературно-художественном дискурсе, предполагающее разработку поэтической идеографии как метода реконструкции внутреннего мира личности поэта, выявление ключевых мотивов, эмотивных доминант текста, анализ композиционно-речевых форм репрезентации эмоциональной и интеллектуальной информации в тексте, категории текстовой модальности в соотнесенности с категорией речевых жанров как средства репрезентации эмоций.
3. Изучение прагматики слова в словаре, механизмов и средств прагматического воздействия в дискурсе, в том числе конфликтном дискурсе, включающее выявление прагматического потенциала русской лексики и грамматики, условия его реализации в дискурсе; теоретическое осмысление этической нормы как семантико-когнитивного феномена и создание формализованных семантических критериев осмысления этической нормы и этической аномалии применительно к конфликтной коммуникации; изучение конфликтной коммуникации в аспекте лингвистической экспертизы; установление диагностических критериев, позволяющих разграничить речевые интенции говорящего, реализованные в конфликтной коммуникации и воплощенные в высказываниях и текстах; разработку и совершенствование методов анализа информационных материалов, связанных с правонарушениями, обнаруживающимися в вербальных проявлениях; создание методик проведения экспертиз информационных материалов с целью обнаружения в них проявлений экстремизма, ксенофобии, речевой агрессии.
Обращение к комплексному изучению стратегии репрезентации внутреннего мира человека: эмоций, интеллекта, речи – в русском языке, обусловливает разработку нового подхода к описанию разноуровневых единиц русского языка: слов, предложений и текста, - основанного на интеграции структурно-семантического, когнитивно-дискурсивного и прагматического подходов. Таким образом, актуальность данного проекта связана с развитием теоретической семантики, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, прагматики. Научная новизна предлагаемого проекта содержится также в использовании разработанной интегративной методологии исследования на большом объеме исследуемого материала: лексике трех обширных классов слов, литературно-художественных текстах разных авторов, информационных материалах, представляющих конфликтный дискурс. Предлагаемый достаточно широкий подход к лингвистическому анализу внутреннего мира человека расширяет исследовательский вектор и позволяет показать взаимосвязь и взаимодействие этических норм и этических аномалий в широкой лингвистической перспективе: норма и аномалия как семантико-прагматические категории впервые рассматриваются применительно к проблемам конфликтной коммуникации и включаются в пространство юрислингвистического исследования.
状态已完成
有效的开始/结束日期01/01/201631/12/2018

UrFU Research Division section that handles this grant (Kuibyshev, Mira)

  • Kuibyshev Research Division

GRNTI

  • 16.21.31

Type of Financial Sources

  • RNF