摘要

Введение. В Российской Федерации (РФ) в настоящее время отсутствует универсальная комплексная методика оценки детского развития. В зарубежной практике в качестве подобного инструмента широко используются шкалы Bayley-lll, разработанные американскими учеными. Значительное количество исследовательских групп отмечает необходимость адаптации оригинальных шкал при использовании в новой языковой и социально-культурной среде. Методы. Выполнен перевод оригинального руководства Bayley-lll на русский язык; впервые проведена апробация методики в российской популяции путем оценки когнитивного, речевого и моторного развития 163 детей в возрасте 2-11 месяцев; произведено непрямое сравнение полученных средних шкальных баллов нервно-психического развития с показателями детей из оригинальной американской выборки с применением t-критерия Стьюдента. Результаты. Проведена успешная апробация руководства Bayley-lll в РФ. Показатели речевого и моторного развития обследованных детей статистически не отличались от оригинальных американских данных (10 баллов). По шкале когнитивного развития были получены более высокие показатели (10,7 баллов против 10; р = 0,003), однако степень этого отличия была мало выражена (размер эффекта Cohen's d = 0,25). Обсуждение результатов. Показатели нервно-психического развития детей из российской популяции фактически полностью соответствовали нормативным данным оригинальной Bayley-lll, что открывает возможности применения инструмента в РФ. Несколько более высокие показатели когнитивного развития у обследованных российских детей в целом не меняют общей картины соответствия оригинальной методике, поскольку размер полученного отличия невелик. Результаты исследования можно экстраполировать на доношенных детей европеоидной расы в возрасте 2-11 месяцев, родители которых имели как минимум среднее образование и средний уровень дохода. Для широкого использования ВауІеу-ІІІ необходима дальнейшая адаптация методики в более крупных и репрезентативных выборках детей из разных регионов РФ с дополнительной оценкой социально-эмоционального развития и адаптивного поведения.
投稿的翻译标题A psychometric study of the bayley scales of infant and toddler development – third edition in the russian federation
源语言Russian
页(从-至)49-64
页数16
期刊Russian Psychological Journal
17
4
DOI
Published - 2020

ASJC Scopus subject areas

  • Psychology(all)
  • Education

GRNTI

  • 15.21.00

Level of Research Output

  • VAK List

指纹 探究 'АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ "BAYLEY SCALES OF INFANT AND TODDLER DEVELOPMENT - THIRD EDITION"' 的科研主题。它们共同构成独一无二的指纹。

引用此