ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ПО УРОВНЮ ДОХОДОВ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА: СВЯЗЬ С КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ

科研成果: Article同行评审

1 引用 (Scopus)

摘要

Весомым показателем оценки эффективности деятельности российских вузов является отношение заработной платы профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) к средней заработной плате в соответствующем регионе. Актуальность темы состоит в том, чтобы получить объективную картину многообразия российских высших учебных заведений, определяющую принципы их дальнейшей кооперации и концентрации человеческих ресурсов (преподавателей, студентов) в тех вузах, где заработные платы выше средней по региону. Проблема исследования заключается в выявлении факторов дифференциации вузов, влияющих на формирование их типов с учетом уровня заработных плат ППС и направленности вузов (их ориентаций на образовательную или исследовательскую активность). Исследование проведено на базе данных Мониторинга эффективности деятельности вузов образовательных организаций высшего образования вузов РФ (за 2017 г.). Обработано 769 кейсов вузов без учета филиальной сети с учетом их значений по 17 индикаторам формальной и неформальной дифференциации. Применялись методы факторного анализа, классификации, однофакторного дисперсионного анализа. Сравнительный анализ кейсов вузов показал, что в 74% вузов преподаватели финансово успешны, а в 26% - неуспешны. Выявлено, что вузы, делающие ставку на научные разработки (значимость фактора = 0,696) и исследования (значимость фактора = 0,642), оказываются одновременно «умными» и «богатыми». Обучающие вузы в современных реалиях могут быть «богатыми», если имеют существенный задел в публикационной активности (значимость фактора = 0,322), при этом не предъявляя жестких требований к исследовательской активности всем преподавателям. Полученные результаты дали основания для совершенствования ориентиров образовательной, научно-исследовательской экосистемы на уровне отдельных регионов и балансировки инструментов управления вузами с учетом их сильных сторон (образование, наука), что позволит выбирать стратегии, усиливающие экономический рост конкретных вузов, кадровый потенциал региона в целом.
投稿的翻译标题Differentiation of universities by the level of teaching staff income: correlation with the quality of education and research productivity
源语言Russian
页(从-至)456-472
页数17
期刊Перспективы науки и образования
42
6 (42)
DOI
Published - 1 一月 2019

ASJC Scopus subject areas

  • Education
  • Philosophy

GRNTI

  • 06.00.00 ECONOMY AND ECONOMIC SCIENCES

Level of Research Output

  • VAK List

指纹

探究 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ПО УРОВНЮ ДОХОДОВ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА: СВЯЗЬ С КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ' 的科研主题。它们共同构成独一无二的指纹。

引用此