TY - JOUR
T1 - «ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ...»: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОМЫСЛИЯ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ РОССИИ (УГТУ-УПИ, НАЧАЛО 1990-х гг.)
AU - Zapary, Vladimir
AU - Kamynin, Vladimir
AU - Lichman, Boris
PY - 2019/1/1
Y1 - 2019/1/1
N2 - В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе
AB - В ходе перестройки и в постперестроечный период в преподавании исто-рии России, особенно в негуманитарных вузах, возникли проблемы интер-претации исторического процесса. Авторы анализируют вклад уральских историков в разработку преподавания истории как многоконцептуальной системы, делятся своими сомнениями и рассуждениями той поры, опи-сывают процесс взаимодействия сотрудников разных учебных учрежде-ний. За основу были взяты концепции различных российских историче-ских школ XIX–XX вв.: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Л. Н. Гумилева и др. В качестве ра-бочей гипотезы оптимальности преподавания были выявлены несколько вариантов подхода к объяснению исторического процесса. Политические предпочтения современных историков привели к различным трактовкам всемирно-исторического подхода, рассматривающего историю как еди-ный процесс прогрессивного развития народов: либеральной, марксист-ской и технологической. Эти поиски были воплощены в ряде учебников, созданных в 1992–2002 гг. на кафедре истории УГТУ-УПИ. В них мето-дикой донесения материала принимается принцип равно уважительного отношения к разным трактовкам российской истории и ее презентации в учебном процессе
KW - History teaching methods
KW - History textbooks
KW - Interpretation of the historical process
KW - Tolerance
KW - interpretation of the historical process
KW - history teaching methods
KW - history textbooks
KW - tolerance
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85064804767&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=37296099
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000472133100002
U2 - 10.15826/qr.2019.1.360
DO - 10.15826/qr.2019.1.360
M3 - Обзорная статья
AN - SCOPUS:85064804767
VL - 7
SP - 23
EP - 36
JO - Quaestio Rossica
JF - Quaestio Rossica
SN - 2311-911X
IS - 1
ER -