TY - JOUR
T1 - «Юмористический космос» Пауля Клее и его темпоральные основания
AU - Purgin, Sergey
N1 - Publisher Copyright:
© 2021, Gaidar Institute Press. All rights reserved.
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Традиция исследований искусства Пауля Клее - искусствоведческих, эстетических, философских достигла той ступени зрелости, когда необходимой становится последовательная разработка методологии. Важнейшим здесь выступает вопрос о единстве творчества Клее не только как художника, но и как теоретика-полемиста, а также как мастера слова, автора знаменитых «Дневников». Вместе с этим неизбежно встает вопрос о единстве мировоззрения Клее. Автор статьи выдвигает гипотезу о связи трех аспектов искусства Клее, которая коренится в юморе, родственном романтическому юмору, описанному Жан-Полем в его «Приготовительной школе эстетики». В статье исследуется, каким образом юмор как творческий принцип реализуется в работах Клее. В качестве творческого начала юмор определяется позицией художника, помещающего себя в пространство между разными порядками бытия. В творчестве Клее это расположение между оптическим путем контакта с предметом и метафизическим (по работе Клее «Пути изучения природы»). Эти различные порядки носят прежде всего темпоральный характер: художник в своем творчестве располагает себя между текущим временем и полнотой времен или вечностью. Исследуются принципы, благодаря которым в живописи Клее разыгрывается встреча этих временных порядков, - симультанный ритм цветовых пятен и свободная линия, создающая и организующая пространство. Юмор как творческий и артистический принцип руководит конфликтом между бесконечной демиургической ролью, на которую претендует мастер, и неизбежной ограниченностью условий творчества.
AB - Традиция исследований искусства Пауля Клее - искусствоведческих, эстетических, философских достигла той ступени зрелости, когда необходимой становится последовательная разработка методологии. Важнейшим здесь выступает вопрос о единстве творчества Клее не только как художника, но и как теоретика-полемиста, а также как мастера слова, автора знаменитых «Дневников». Вместе с этим неизбежно встает вопрос о единстве мировоззрения Клее. Автор статьи выдвигает гипотезу о связи трех аспектов искусства Клее, которая коренится в юморе, родственном романтическому юмору, описанному Жан-Полем в его «Приготовительной школе эстетики». В статье исследуется, каким образом юмор как творческий принцип реализуется в работах Клее. В качестве творческого начала юмор определяется позицией художника, помещающего себя в пространство между разными порядками бытия. В творчестве Клее это расположение между оптическим путем контакта с предметом и метафизическим (по работе Клее «Пути изучения природы»). Эти различные порядки носят прежде всего темпоральный характер: художник в своем творчестве располагает себя между текущим временем и полнотой времен или вечностью. Исследуются принципы, благодаря которым в живописи Клее разыгрывается встреча этих временных порядков, - симультанный ритм цветовых пятен и свободная линия, создающая и организующая пространство. Юмор как творческий и артистический принцип руководит конфликтом между бесконечной демиургической ролью, на которую претендует мастер, и неизбежной ограниченностью условий творчества.
KW - Abstraction
KW - Finite and infinite
KW - Humor
KW - Line
KW - Painting
KW - Paul Klee
KW - Philosophy
KW - Rhythm
KW - Space
KW - Temporal structure of being
KW - Time
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85122960176&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47699414
UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000870520300009
U2 - 10.22394/0869-5377-2021-6-217-238
DO - 10.22394/0869-5377-2021-6-217-238
M3 - Статья
AN - SCOPUS:85122960176
VL - 31
SP - 217
EP - 240
JO - Logos (Russian Federation)
JF - Logos (Russian Federation)
SN - 0869-5377
IS - 6
ER -